Опубликовано 30 мая 2018 в 19:22

«Как провести лето перед школой?»

Совсем скоро прозвенит первый звонок, и ваши дети пойдут в первый класс. Вы взволнованы и обеспокоены, ведь этот день все ближе и ближе. Как сложатся отношения ребенка в новом коллективе? Как встретит его учитель? Какие изменения произойдут в привычном распорядке жизни вашей семьи? Все эти вопросы тревожат родителей. От решения этих проблем не уйти, но решать вы их будете по мере поступления. А впереди у вас прекрасное солнечное лето. Время отдыха, укрепления здоровья, закаливания, путешествий, интересных событий. Проведите это последнее «вольное» лето с удовольствием! читать дальше...

Игры и упражнения для развития общих речевых навыков

Как запомнить стихи.

Заботливые родители, которые желают своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно представить человека, который считается просвещенным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества. Заучивание стихов наизусть развивает память, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Разучивание стихотворений является одним из испытанных приёмов развития речи детей. Выученные наизусть загадки, стихи и прочие стихотворные формы дают детям прекрасные образцы речи – это меткие слова, образные выражения, разнообразные по конструкции предложения.

По данным Л.В. Кузнецовой, у детей с ОНР возникают значительные трудности при запоминании на слух вербального материала. При дисфункции левого полушария головного мозга наблюдается нарушение объёма памяти, а при дисфункции правого полушария – трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала. Такие дети слабо запоминают стихи, в которых много образных выражений, метафор. Даже в старшем дошкольном возрасте они способны запомнить, а потом воспроизвести лишь небольшие по объёму стихотворения с доступным их пониманию простым содержанием.

Когда нужно заучивать стихи?

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4-5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением.

Особенность развития долговременной памяти такова, что наибольшее количество материала забывается сразу же после заучивания в первые сутки. Далее в течение 10 -12 суток материал продолжает стираться из памяти, но уже не значительно. При этом с увеличением количества забываемого материала, увеличивается число ошибок при воспроизведении.

Для того чтобы это не произошло нужно:

Начать повторение в день заучивания, очень хорошо, если есть возможность повторить и в середине дня и обязательно перед сном.

В последующие 10 суток стихотворение желательно повторять 1 раз в день.

Для того чтобы замедлить процесс забывания, можно нарисовать с детьми каждое выученное стихотворение – сделать своеобразную собственную иллюстрацию к нему, подписать название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папку. Периодически доставайте иллюстрации, рассматривайте всей группой. Пусть дети вспоминают и читают наизусть все ранее выученные стихотворения. Так не только в памяти ребёнка закрепятся стихи, будете формироваться его поэтический багаж, но и представится прекрасная возможность испытать гордость за свои успехи.

Остановимся более подробно на тех приёмах, которые облегчают нашим детям процесс заучивания стихотворений.

Приемы, помогающие лучшему запоминанию:

1. Рисуем стихотворение.

Текст кодируется при помощи рисунков-символов. Взрослый учит его наизусть, выразительно читает, затем даёт ребёнку установку: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда ты его сумеешь хорошо запомнить. Хочешь? Начали!»

Затем взрослый вместе с малышом воспроизводит текст с опорой на рисунки. Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы ребёнок мог рассказывать текст бабушке, маме или любимой игрушке.

Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с родителями. Нужно учить их не увлекаться рисованием мелких деталей, а передавать только главное.

2. Изображаем в действии.

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание. Взрослый подбирает к слову или строке движения, которые выполняются по ходу чтения текста. (Это знакомые всем упражнения на координацию речи с движением).

3. Показываем стихи.

Взрослый показывает стихотворение с помощью любого вида театра (настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, «театр игрушек»). По ходу чтения он выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает их в специальную коробочку, в которой «живёт» новое стихотворение. Это делается несколько раз, чтобы ребёнок смог повторить стихотворение вместе со взрослым.

4. Играем стихи.

Взрослый организует игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает родитель, а «играет» ребёнок, а потом наоборот.

5. Используем серию картинок.

Опора на серию картинок увлекает детей и превращает занятие в игру. Этот прием очень эффективен при работе с детьми с речевой патологией. Взрослый подбирает картинки к стихотворению построчно. Они должны быть узнаваемыми и яркими. Ребёнку даётся установка: «Смотри на картинку, слушай новое стихотворение и постарайся его запомнить». Родитель читает стихотворение полностью, не спеша и показывая картинки по ходу чтения.

Картинки висят на видном месте в течение дня, чтобы ребёнок мог повторять текст в свободное время.

6. Используем один рисунок.

Этот приём чаще применяют при заучивании потешек, песенок, прибауток, так как в книгах к ним обычно есть красочные иллюстрации. При их рассматривании взрослый вместе с ребёнком несколько раз повторяет слова и строчки из текста. Или же читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок. Затем задаёт вопросы, чтобы малыш мог ответить словами из текста.

7. Игры с мячом.

Применение этого приёма очень разнообразно. Взрослый может прочитать первую строчку стихотворения и бросить мяч стоящему ребёнку, а тот читает вторую строчку и т.д. Или взрослый начинает строчку, а ребёнок её заканчивает. Или взрослый показывает содержание строчки движениями, а ребёнок озвучивает.

В заключении хочется сказать о том, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно всем приносить удовлетворение и радость.

Использование художественной литературы в развитии речи дошкольника

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описанная речь у детей младшего дошкольного возраста – явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми сталкиваются и родители, и логопед, и воспитатели, ставя перед собой задачу развития речи дошкольника.

Наиболее типичные проблемы:

1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распро­страненное предложение. Однословные отве­ты на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).

2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать сино­ним, назвать признак предмета.

3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров теле­визионных передач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.

4. Неспособность грамотно сформулиро­вать вопрос.

5. Неспособность построить монолог, на­пример сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа!)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зре­ния, обосновать просьбу, выразить протест. (Как результат, непонимание родителями и пе­дагогами-воспитателями многих поступков дошкольников!)

7. Отсутствие навыков культуры речи: не­умение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

8.Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым разви­тием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колы­бельных песен, сказок, детских стихов, посло­виц и поговорок и т.д. Известно, что художе­ственная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ре­бенок, и источник информации об окружаю­щем мире, и необходимое условие нормаль­ного речевого развития.

В качестве мате­риала для развития речи дошкольников можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.

Читайте малышу, начиная с раннего возра­ста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбель­ные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, про­никнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор де­тей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; ко­за, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Поло­жительная эмоциональная окраска колы­бельных и потешек делает освоение речи бо­лее успешным; повторяющиеся звукосочета­ния, фразы, звукоподражания развивают фо­нематический слух.

Залогом успешной работы с детьми дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтиче­ского слуха дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопро­сы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще недостаточно коорди­нирование работает речевой аппарат. Некото­рые дети нечетко выговаривают слова, торо­пятся, проглатывают окончания; другие, на­оборот, говорят медленно и излишне растяги­вают слова. Нужно помнить, что дикция выра­батывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произноше­нием. Поэтому для развития речи дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно исполь­зовать задания, содержащие поговорки и ско­роговорки.

В загадках в сжатой форме описываются наибо­лее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способ­ность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать вы­воды. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значе­ния слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству.

Если в тесте встречается незнакомое слово, взрослый должен всегда объяснять его значение.