Опубликовано 28 декабря 2017 в 10:12

Автоматизация звуков.

ЧТОБЫ НЕ ЗАБЫТЬ…?

(родителям будущих первоклассников)

1 Не пугать школой, а хвалить за каждый успех.

2 Следить за звуками, которые раньше были нарушены, и не принимать неправильного произношения.

3 Иногда повторять то, что ребенок знает:

- деление на слоги

- характеристика звуков,

- называние всех звуков слога по порядку

4 Просить ребенка пересказать то, что вы ему прочитали

5 Давать ребенку штриховать, писать печатными буквами

6 Учить с ними стихи.

7 Считать в доступных ему пределах (т.е. складывать и вычитать, а не механически считать до 100)

8 Развивать память (просить ребенка вспоминать стихи, выученные ранее, пересказывать книги, которые читали в течение года

9 Тренировать внимание на играх типа:

- «Что пропало?»

- «Что изменилось?»

- «Найди отличия»

По материалам О.И. Крупенчук

Игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи во время прогулки

Общее недоразвитие речи – это общее нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом (Левина Р.Е., 1968).

Дети с нарушением речи соматически ослаблены, быстро утомляются. Поэтому одним из важных элементов образовательного процесса является прогулка. Во-первых, пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития ребенка, прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно, к простудным заболеваниям. Во-вторых, прогулка способствует умственному и речевому воспитанию, дети получают много новых знаний об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость и т.д.; расширяют словарный запас.

Во время прогулок можно проводить игры на развитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, общей и мелкой моторики.

Например:

«Мяч через сетку»

Цель: актуализировать словарь по теме «Дикие и домашние животные», совершенствовать умение образовывать названия детенышей диких и домашних животных, совершенствовать умение бросать и ловить мяч.

Ход игры. Дети делятся на две команды по обе стороны сетки на расстоянии 1,5 метров. Они перебрасывают мяч друг другу, и при этом одна команда называет домашних или диких животных, а другая – их детенышей. Выигрывает та команда, которая меньше всего допустила ошибок, и чей мяч меньше падал на землю.

«Веселый мяч»

Цель: совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель выходит в серединку круга с мячом, бросает мяч ребенку и дает необходимую инструкцию.

Инструкции могут быть следующими:

1. «Назови ласково» (например, помидор – помидорчик…)

2. «Назови наоборот» (например, добрый - злой)

3. «Назови много предметов» (например, одна книга – много книг…)

4. «Скажи, какой сок\варенье?» (например, сок из яблок – яблочный, варенье из малины – малиновое и т.д.)

5. «Скажи, чей хвост?» (например, хвост лисы – лисий и т.д.)

«Кольцеброс»

Цель: актуализировать словарь по теме «Одежда и обувь», совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры. Дети делятся на две команды и по очереди бросают кольца. Участники одной команды называют одежду и ее цвет в соответствии с цветом кольца, которое собираются бросить (например, красные сапоги).