Опубликовано 31 мая 2018 в 14:39

«Развитие речи ребёнка летом»

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения». читать дальше...

ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!

Если вы отправляетесь с ребёнком на дачу или в деревню, учитывайте следующие рекомендации.

На участке

Наступил день, когда ребенка привезли на дачу. Простор, чудесная природа радует и взрослых, и детей. Выскочив на участок, ребенок бегает, спешит все увидеть и понять. Дайте ребенку время выплеснуть застоявшуюся энергию – впереди долгие, насыщенные впечатлениями летние месяцы.

Обычно знакомство ребенка с новым природным окружением, миром начинается с самого яркого – с рассматривания клумбы. Покажите и назовите ему тюльпан. Рассмотрите вместе окраску цветка, стебель (длинный – короткий), листья. Пусть ребенок обойдет и найдет подобные цветы, открыв для себя их окраску. Ищите с ребенком цветы одинаковой окраски, формы, низкие и высокие. Объясняйте, что цветы живые. Они радуются солнцу и теплу. Находясь рядом со взрослым у клумбы, ребенок незаметно для себя познает множество серьезных наук: умение различать цвет, величину, умение передавать словами красоту и аромат растений, приобретает способность любить и беречь природу, видеть прекрасное вокруг себя.

Пока рассматривали цветы, прилетел шмель. Грозно жужжит, не торопится, основательно обследует каждый цветок. Вот тут-то в самый раз завести разговор о шмелях, осах, пчелах. В доступной и увлекательной форме постарайтесь рассказать ребенку о пользе трудолюбивых насекомых. Главное – в вашем повествовании вызвать доброе отношение к этим живым существам.

Вокруг земля покрыта травой. Какая она? Пусть ребенок проведет рукою - ощущения помогут понять, что значат ваши слова: шёлковая, ласковая, нежная, мягкая, сочная. Так обогащаются впечатления ребёнка, пополняется его словарный запас.

Не спеша прогуливаясь по участку, спросите, что значит куст? Покажите его низкорастущие ветки, дотроньтесь до листьев. Покажите и могучий гордый дуб. Какие у него резные листья! А ближе к осени он порадует всех желудями. Вместе с детьми соберите этот богатый природный материал. Он вам понадобится во время игр: для счёта, для выкладывания узоров на песке, для лесных поделок.

После нескольких наблюдений за деревьями детям интересно отгадывать, где лист берёзы, рябины или дуба, отличать лапу ели от сосны. Для закрепления названий деревьев можно организовать игры – перебежки: «Раз, два, три – к берёзе беги». И сразу вопрос: как ты узнал, что это берёза? Ближе к осени дети с интересом будут рассматривать листья рябины, клёна.  

Когда нужно обращаться к логопеду

Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его ребенок говорил чисто, красиво и правильно. У некоторых детей это выходит сразу красиво и правильно, а другие… . Как родители не бьются над этой проблемой, ну не доходит дело дальше, чем «ыба» или «воска», вместо слов рыба или ложка. В подобных случаях нужно обязательно обращаться к специалисту – логопеду.
Когда нужно обращаться к логопеду? Время обращения к логопеду в подобных ситуациях, носит индивидуальных характер. Почему? У подавляющего большинства ребят сам процесс овладения звуками заканчивается к 4-5 годам. Поэтому лучше обратиться в 4 года к логопеду, если вы заметили, что к 4 годам ребенок не выговаривает более 3 звуков.
Возможен и другой вариант, перед школой родители вдруг замечают, что ребенок оказывается не выговаривает тот или иной звук (или звуки) и, по ускоренной программе начинают самостоятельно устранять эти недостатки речи и в этой спешке невольно наносят ребенку дополнительный ущерб.

От чего же здесь нужно в первую очередь предостеречь родителей? Поскольку родители не владеют техникой постановки звуков, они могут предложить ребенку, только один вариант - подражать их речи: « Слушай, как я говорю и повторяй». Ребенок, стараясь угодить маме, пыхтит и пробует сказать, как она. Не зная, как это нужно делать правильно, ребенок может добиться искаженного звучания звука. Именно поэтому в ряде случаев возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие варианты, которые исправлять потом будет гораздо сложнее.
Работа над коррекцией звукопроизношения сложна и требует определенной системности, последовательности. Время постановки одного звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и занимает разное по длительности время: от месяца до года, а в некоторых сложных случаях и более. В любом случае родителям надо запастись терпением, не ждать, что за одно занятие у ребенка появится звук, и довести начатый курс коррекции произношения у ребенка до конца.
Именно поэтому нужно, вовремя обращаться к специалисту, который сможет правильно применить необходимые методы и приемы устранения нарушений речи. Научить правильному произношению ребенка, конечно, легче в дошкольном возрасте, но если вы прождали до школы, а звуки так и не появились, тогда звуки лучше ставить в срочном порядке в младшем школьном возрасте, но по времени процесс может длиться дольше. Потому что по мере взросления ребенка, его привычка неправильного произношения закрепляется и хуже подается коррекции.
Для того чтобы ребенок правильно заговорил, нужно много трудиться, делать артикуляционную гимнастику, выполнять гимнастику правильно.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильного уклада органов артикуляции (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимого для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушением звукопроизношения - необходимость. Они подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звука (это задача логопеда).
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, регулярно, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно выполнять гимнастику 1-3 раз в день. В процессе выполнения гимнастики следить за качеством выполнения движений, а не за количеством, амплитуда повторений каждого упражнения колеблется от 3 до 10 раз. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом, медленно, особенно в начале, потом ребенок уже начнет чувствовать движения и сможет контролировать себя без помощи зеркала.
Все упражнения комплекса гимнастики должны выполнять строго по указанному порядку, точно и плавно, в медленном темпе, иначе гимнастика не имеет смысла и не принесет пользу.
Необходимо следовать всем советам, рекомендациям логопеда. Необходимо набраться терпения, сил и довести начатое дело до конца.