Опубликовано 22 мая 2018 в 17:38

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью

Всему своё время (народная мудрость)

Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе. Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение! читать дальше...

Этапы формирования звукового анализа и синтеза

Непривычные способы влияния на мелкую моторику

Кроме распространенных, хорошо известных игр, направленных на развитие мелкой моторики, есть и другие, достаточно эффективные методы. Коротко о них.

  • Японская методика пальцевого массажа

1. Массаж пальцев, начиная с большого пальца и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками или стихами

2. Массаж ладоней шариками. Шары используют разного размера. Большие шары можно катать между двух ладоней. Чем мельче шарик, тем более тонкие движения можно им делать. Например, прокатывать по каждому пальчику вперед – назад. Можно делать и вращательные движения шариком по кисти, пальчикам.

С небольшими шариками отлично играть – щелкать по ним пальцами, стараясь откатить его как можно дальше, закатить в дырочку и т.п.

Например, можно сделать простую игру. Возьмите коробку. Прорежьте в ней небольшие отверстия, в которые может скатиться шарик. Можно наклеить сверху небольшие стеночки, препятствия. Обклейте сверху цветной бумагой, или каким-то иным способом украсьте поверхность. Все, игра готова.

Играть можно круглыми бусинами, стеклянными шариками «марблс» и т.п.

  • Массаж и игры с карандашами

То есть массаж ладошек и пальчиков с помощью карандашей. Издано несколько отдельных брошюр, посвященных такому массажу. О нем упоминают и в разных книгах по развитию мелкой моторики. Но придумать игры несложно и самим.

Вот несколько базовых упражнений, которые можно делать:

- прокатывать карандаш ладонью по поверхности стола, пола

- прокатывать карандаш между двух ладошек

- перекладывать карандаш из руки в руку перед собой, перед собой не глядя, за спиной

- стучать пальчиками по карандашу по очереди

- брать карандаш, используя разные пальцы вместе с большим

- вращать карандаш на весу, на столе и т.д.

Возьмите в руки карандаш, подключите немного фантазии – и все получится.

  • Массаж конскими каштанами, грецкими орехами и т.п.

Берем каштан (орех, яблочко и т.п.) и катаем, как и шарики по ладошкам, по пальчикам, между пальчиками, между двух ладоней.

В чем отличие от массажа шариком – в неровности поверхности. Ведь можно использовать как зеленый грецкий орех, так и спелый.

Отлично массировать ручки каштанами. И очищенными, и колючими, зелеными. Да, да, вот этими колючками и катаем по ручкам – с ежиком играем.

Аналогично берем зеленые маленькие яблочки, орехи, камушки, ракушки… Чем более сложная поверхность – тем лучше. А самое главное, что катать колючий каштанчик – интересно.

  • «Четки».

Это не обязательно должны быть настоящие католические или иные четки.

Это могут быть любые бусы, нанизанные из макарон, разнокалиберных бусин, пуговиц, колечек и т.п. Суть в том, что надо перебирать пальчиками «бусины» одна за другой. Это и пальчики тренирует, и успокаивает. Можно добавить сюда счет, или называть цвет, размер, форму и т.п.

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ!!!

Часто бывает, что дети, когда говорят – теребят что-то в руках – игрушку, одежду, собственные пальцы и т.д. НЕЛЬЗЯ забирать эти предметы, заставлять ребенка положить руки. Это успокаивает ребенка, значит, он не может справиться иначе. И если вы заберете, то ему все равно придется как-то бороться с возбуждением нервной системы, только вот способ борьбы может быть намного сложнее. И может вылиться в серьезные проблемы: неврозы, тики и т.п.

Заметили такое – успокойте ребенка сами. Помогите ему совладать с собой, с ситуацией. И он сам перестанет перебирать пальцы и т.д.

  • Горячо – холодно

Еще один интересный вариант воздействия на кисти рук. Воздействие горячим или холодным.

  • Лед. Замораживаем воду, получившуюся льдинку даем ребенку в руки поиграть. Проводим льдом по ладошкам, по каждому пальчику. Вся процедура – 1 минутка.
  • Горячая вода. Наливаем в небольшую мисочку горячую воду. Температура такая, чтобы ребенок мог с трудом, на небольшое время. Задача – как можно больше времени пропарить ручки. После такой тепловой ванночки хорошо сделать любой массаж.
  • Горячо - холодно. Ставим 2 мисочки, одну со льдом или очень холодной водой. Вторую – с очень горячей. Руки купаем по очереди сначала в холодной – потом в горячей. После горячей можно сделать небольшой массаж, и снова в холод.
  • Такие процедуры следует проводить через день, циклом в 10 процедур. Перерыв в несколько месяцев. И можно снова повторять. Если сначала делали игры со льдом, то перерыв несколько дней, и можно делать цикл с горячей водой, или с двумя сразу.

Самое главное – все эти процедуры дополняют игры по развитию мелкой моторики, но не заменяют их, а только усиливают эффект.

Что советуют логопеды...

  • Начнем с вас. Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.
  • Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты». Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.
  • Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
  • Наглядность. Логопеды советуют озвучивайть любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
  • Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
  • Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
  • Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
  • Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
  • В основе речи — стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему необходимо слышать себя.
  • Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
  • Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.
  • Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).
  • Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
  • Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы! Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.