Опубликовано 01 мая 2017 в 19:28

Обзор пособий и игр, тренирующих логическое мышление у детей

Уже с самого раннего детства у ребенка начинают формироваться определенные навыки простейших интеллектуальных операций. Например, запоминание свойств объекта, его формы, продумывание последовательности своих действий, сравнение свойств и признаков предметов, зачатки элементарных логических операций. В дальнейшем эти качества развиваются, когнитивные способности ребенка усиливаются. Естественно, превалирующим для ребенка до семи - десяти лет является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, однако фундамент для будущего восприятия абстрактных понятий закладывается уже в раннем возрасте.

Для того чтобы помочь ребенку-дошкольнику развить навыки логического мышления, подготовить к восприятию математического аппарата в младшей школе существует множество пособий, игр. Рассмотрим некоторые их них.

Для развития у детей математических способностей и пробуждения интереса к счету в последнее время весьма продуктивно используются счетные палочки бельгийского педагога и математика Джорджа Кюизенера. Это пособие было разработано ещё в середине 20 века, но в России успешно применяется лишь с недавних пор. Палочки Кюизенера - универсальное пособие, его можно использовать вплоть до средней школы. Они представляют собой набор, как правило, из 116(иногда больше) палочек - параллелепипедов разного цвета и формы. Каждая палочка обозначает конкретное число от 1 до 10,выраженное цветом и длиной. Например, палочка белого цвета длиной один сантиметр обозначает число 1.Палочки также группируются по цветам в определенные классы, семейства-палочки 2,4 и 8 –розового, красного и бордового цветов -объединены в красную «семью» – это числа, кратные двум.3,6 и 9 образуют «синюю семью»-числа, кратные трем.5и 10-«желтое семейство» -кратные пяти. Единица и семерка кодируются белым и черным цветом.

Универсальность набора в том, что с его помощью можно стимулировать развитие множества интеллектуальных операций. С помощью подобного пособия можно обучить ребенка пониманию таких понятий как величина, длина, часть/целое, больше/меньше, состав числа, «кратность», «равность». Ребенок усваивает логические операции анализа и синтеза в элементарной форме, происходит знакомство с логическими операторами «и», «или», «не». При этом освоение этих понятий происходит в результате практической деятельности самого ребенка - в палочки можно просто играть, строить из них что-нибудь, использовать как конструктор. Можно сказать, что данное пособие выражает абстрактное через наглядное, а это одно из условий успешного обучения ребенка начальным математическим и логическим понятиям.

Для развития логических, аналитических способностей ребенка разработано и такое пособие, как блоки Дьенеша. Венгерский математик и педагог Золтан Дьенеш создал особую систему обучения детей математике, основанную на игре, и специально для этого разработал свои логические блоки. Логические блоки - это набор из 48 геометрических фигур разного цвета, формы, размера и толщины. Таким образом, имеется четыре свойства для каждой фигуры, и вариантов, комбинаций для различных действий и игр довольно много - ни одна фигура в комплекте не повторяется.

Блоки формируют самые разнообразные навыки – умения выявлять свойства объекта, сопоставлять, классифицировать, обобщать, планировать, находить алгоритм. Для логических блоков разработано немало упражнений и игр, тренирующих различные способности детей. Блоки развивают память, внимание, умение комбинировать, общие познавательные способности малышей, приучают к культуре правильного, упорядоченного выражения своих мыслей.

Когда ребенок немного усвоит элементарные понятия и логические операции, можно переходить к интеллектуальным играм. Игровая деятельность для ребенка-дошкольника - основная, так почему бы этим не воспользоваться и не попробовать приучить его к «гимнастике для ума»? Порой дети показывают совершенно неожиданные результаты именно там, где их родители меньше всего ждут. Уже младший школьник способен воспринимать достаточно сложные интеллектуальные игры.

Множество известных интеллектуальных игр тренируют когнитивные способности и умение логически мыслить - шахматы, шашки, древняя китайская игра го, сейчас чрезвычайно популярная во всем мире, крестики-нолики. Любопытной «разновидностью» крестиков-ноликов является японская игра китайского происхождения рэндзю - для победы в ней на доске размером 15 на 15 необходимо построить ряд из пяти камней. Игра имеет статус международного вида спорта, по рэндзю проводятся чемпионаты. Можно играть и в «школьный» вариант - чертить игровое поле в тетради.

Другая не слишком известная игра, которая тренирует логические навыки и умение стратегически мыслить – «Ним». В «Ним» имеется три кучки предметов (камней, фишек и т.п.), из которых два игрока по очереди берут любое количество, отличное от нуля. Выигрывает тот, кто возьмет последний предмет. Игра имеет фиксированные правила и множество тонкостей в тактике.

Пространственное мышление, умение группировать предметы, находить алгоритмы для решения задач тренируют такие всемирно известные логические игрушки, как кубик Рубика и его разнообразные собратья - змейка Рубика, шар Рубика, пирамидка Мефферта, пятнашки.

Весьма интересна игра под названием «быки и коровы» - в первую очередь своей простотой. Это игра для двух человек; каждый игрок загадывает некое четырехзначное число, и задача игроков - называя по очереди четырехзначные числа, попытаться отгадать число соперника. Например, загадано число 4963,соперник называет число 1935 -два совпадения. Совпадение по числу и его местоположению называется «быком»(9) ,если же угадано слово, которое имеется в загаданной комбинации, но стоит не на своем месте - это «корова»(3).Информация о количестве быков и коров сообщается сопернику после каждого хода. Эта игра тренирует комбинаторные способности, умение алгоритмизировать свои действия, существуют также и вариант игры, где вместо цифр используются буквы - она сложнее.

Сейчас реализации многих логических игр можно найти в Интернете.

Если у ребенка сохранится интерес к интеллектуальным тренировкам для ума, впоследствии можно попробовать решать различные логические головоломки - например, знаменитую «задачу Эйнштейна» (ему приписывается авторство) или задачу «дверь свободы» - их великое множество.

Для тренировки подвижного интеллекта, логических способностей и увеличения рабочей памяти научно доказана эффективность такой методики, как «задача n-назад». Суть её в том, что человеку непрерывно демонстрируют ряд образов (картинок, звуковых сигналов) , и задача человека запомнить этот ряд и нажать на клавишу на клавиатуре, когда он воспринимает образ, появлявшийся n (1,2,3 и т.д.) позиции назад. Данное упражнение рассчитано скорее на взрослых, детям возможно начать тренировки с возраста старшей школы.

При регулярном выполнении рассмотренных нами упражнений доказано усиление функций памяти, улучшение способности концентрироваться.