Опубликовано 16 февраля 2017 в 21:38

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

"Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

  • 1.Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
  • 2.В "классической" советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
  • 3.В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Одна из важнейших задач детского сада – подготовка детей к школе. Решение этой задачи предусматривает гармоническое развитие ребёнка, но особое значение приобретает умственное воспитание. Наиболее эффективно воспитательно-образовательная работа осуществляется в процессе образовательной деятельности.

Введение в детских садах систематического обучения в процессе образовательной деятельности явилось важным этапом развития дошкольной педагогики. Можно с полным основанием утверждать, что обучение не подменяет ни игры, ни трудового воспитания, а тесно связано с ним в общем педагогическом процессе.

А.П. Усова одна из первых выдвинула положение о необходимости системы знаний и умений для дошкольников, причём такой системы, в которой существенную роль играют общие знания, отражающие простые закономерности и зависимости между явлениями реального мира. Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении дошкольного детства наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции – умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.

В связи с этим А.П. Усова ставила вопрос о такой систематизации знаний для дошкольников, которая бы, с одной стороны, учитывала их возрастные особенности, а с другой – способствовала формированию у детей общих представлений и понятий, развитию их мыслительных способностей.

Она указывала, что чёткая систематизация усваиваемых детьми знаний и правильная организация процесса обучения позволяют давать детям значительно более сложные знания, чем те, которые они усваивают в процессе повседневной жизни. Воспитатель в процессе образовательной деятельности не только в доступной форме излагает знания, но и раскрывает детям способы мыслительной деятельности, которые необходимы для овладения этими знаниями. Всё это, несомненно, способствует общему развитию детей, формированию у них широких познавательных способностей, являющихся основой успешного обучения в школе.

Стратегия всего образования – обеспечение высокого уровня развития личности. Вместе с тем каждая ступень образования имеет свою особенность. Особенность дошкольного образования – в самоценности дошкольного периода, его роли в развитии личности как основы приобретения любых знаний и освоения сложных видов деятельно­сти.

Основу стандарта дошкольного образова­ния составляет уровень и качество развития ребенка.

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения в детском саду. А познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей; создаёт более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Характерной, специфической чертой дошкольного обучения считается формирование у детей учебной деятельности, как нового способа их действия, отличающегося по своему характеру и мотивам от игры, труда и самообслуживания.

Становление учебной деятельности ребенка сопровождается значительными изменениями, характер которых может быть различным. Так, активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов, развитию познавательных интересов, раскрытию интеллектуального и физического потенциалов детей, к позитивным изменениям в личности ребенка (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин и другие).

Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Основным новообразованием дошкольного детства, считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами.